Психолог психоаналитического направления Гайдученко Евгения
Евгения Гайдученко
Психолог психоаналитического направления
- Психологическая помощь
- Консультации психолога
- Психоаналитическая психотерапия
Записаться на консультацию в Санкт-Петербурге, тел.: +7 (981) 853-94-99
 

Услуги

Вопрос-Ответ

Вопрос от Елены о психотерапии и психоанализу по скайп:
Здравствуйте.

Есть мнение, что работа по Скайпу не дает такой глубинной проработки, как очные занятия. (Например, при работе в психоаналитическом подходе). Скажем, при запросе: "сепарация от матери, включая трансформацию адаптивной самости (хрупкой, дефектной или недостойной) в аутентичную". (Речь о том, что запрос - на долгосрочную терапию...., 3-5 лет, наверное....). Согласны ли Вы с этим утверждением?

И если да, то, учитывая вышесказанное, чтобы Вы посоветовали человеку, скажем из провинции, найти у себя в деревне (или маленьком городке) часто весьма среднего терапевта или воспользоваться услугами столичного специалиста (по Скайпу)? Какие будут плюсы и минусы в том и в другом случае?

Были ли ситуации, когда Вы отказывали потенциальному клиенту в удаленной работе (по Скайпу) и если да, чем это было обусловлено? (известно, например, что в дистанционную работу крайне не рекомендуется брать пограничников и психотиков. Был ли у Вас такой опыт?)

Заранее спасибо за ответы.




Страх, тревога, стресс. Способ справляться со своими страхами
2014-07-08 22:25

Страх Страх и тревога - неотъемлемая часть нашей жизни. Я захотела рассказать о них, т.к. неоднократно сталкиваюсь в клинической практике с тем, что проявления страха и тревожности воспринимаются исключительно с негативной стороны и в большинстве случаев нет полноценных знаний, навыков и возможности контролировать и управлять данным аффектом.
Первоначально хотелось бы раскрыть теоретические аспекты, так как понимание теории даст возможность раскрыть практические навыки.

Общее определение страха

Принято различать несколько разных эмоциональных состояний связанных с аспектами аффекта - интенсивности, отсутствия или наличия объективной причины переживания, представления вызывающего аффект и т.д. Единого трактования психологами отличий в определении страха и тревоги нет, но обычно выделяют:

тревогу - отрицательно окрашенную эмоцию, ожидание неопределенной угрозы. Под тревогой могут понимать внутреннее состояние, которое не имеет какого-либо осознанного представления или объекта - в том числе это ожидание угрозы, но суть угрозы может быть не определена. Спилбергер говорил о "личной тревожности, как устойчивой индивидуальной характеристике, отражающей предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией и ситуативную или реактивную тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени."

страх - в теориях Фрейда, он не делал различий на страх и тревогу, использовал термин Angst, который переводится, как страх. Фрейд писал о том что страх может иметь реальные причины (ну например, цунами), а может основываться исключительно на внутренних, в том числе не обязательно осознанных представлениях об угрозе "Я" или наказании. В трактовках некоторых психологов страх в отличии от тревоги имеет объект, при страхе есть реальная причина или представление о внешней или внутренней причине, которую человек осознает

боязнь - связана с определенным объектом или ситуацией, можно бояться мышей или грозы

испуг - возникает при внезапной ситуации или событии, которое несет потенциальную или реальную угрозу

фобии, панические атаки - патологическое проявление страха, в случае фобии устойчивое проявление страха в связи с каким-то объектом, и представлениями об этом объекте, нарушающее жизнедеятельнось человека, паническая атака - внезапное проявление страха с сильной физиологической реакцией на ситуацию или событие не представляющее реальную угрозу безопасности.


В каком бы виде не проявлялся страх или тревожность - это переживание для человека обычно является неприятным. При этом страх - это один из самых древнейших и полезных для человека аффектов, призванных спасать от угроз, опасных ситуаций и в том числе сохранять жизнь человеку. Древнее предназначение страха - сигнализировать о потенциальной опасности и вызывать соответствующую реакцию. Можно выделить три типа реакции (хотя иногда говорят только о двух)

1. Убежать
2. Напасть
3. Замереть

В момент страха начинает работать симпатическая нервная система и выделяется адреналин, который по сути дублирует функции симпатической системы - учащается дыхание, увеличивается частота сердцебиения, сужаются сосуды кожи (кожа белеет или сереет), кровоснабжение мышц улучшается. Пословица "у страха глаза велики" возникла из-за того, что зрачки расширяются, хотя при реакции более сильного страха они могут сужаться. Функции пищеварительной системы блокируются, поэтому ощущается сухость во рту.

Симптомами проявления страха и тревожности могут быть - головная боль, тремор, тошнота и "медвежья болезнь"

Значение и причины страха

Переживание страха и тревожности возникают с самого рождения. Младенец испытывает очень сильный страх и тревогу в случае если его биологические потребности не удовлетворяются, например - голод, холод и т.д. и в случаях сильных внешних раздражителей, таких как громкие звуки и прочее.

Очень быстро маленький ребенок учится связывать состояние комфорта/дискомфорта и удовлетворение или наоборот невозможности удовлетворить потребности как физиологические, так и психологические с объектом, который оказывает уход - т.е. с матерью или тем лицом, кто ее может замещать в случае если мать по каким-то причинам отсутствует. Мама - это тот кто ухаживает, хотя в некоторых работах, например, работе Дольто говорится о том, что даже совсем маленький ребенок может отличить свою биологическую мать от постороннего. Так в одном из случаев отказа младенца от кормления, из-за того что его мать попала в больницу, она посоветовала использовать вещи матери с ее запахом и ребенок начал есть.

К 7 месяцем младенец уже может реагировать реакцией страха на уход и отсутствие значимого объекта. Страх связывается с собственным бессилием, а значимый объект наделяется силой, т.е. возможностью справиться с ситуацией и удовлетворить потребности. Впоследствии страх потерять значимый объект одна из сильнейших реакций человека на различные ситуации в результате которых мы можем потерять близкого. Не смотря на то, что мы взрослеем, мы реагируем реакцией страха или боли той или иной степени при угрозе разрыва отношений. Когда мы боимся, что значимый человек бросит нас или предаст - это проявление страха отвержения.

Второй не менее сильный страх - страх поглощения - это страх перед дезинтеграцией эго (целостного восприятия и представлений о себе) вследствии угрозы внешнего вмешательства значимого объекта (родительской фигуры). На основе исследований Мелани Кляйн можно объяснить причину возникновения такого страха как работу проективной идентификации или проекции - т.е. приписывание своих собственных чувств внешнему объекту. Младенец при фрустрации испытывает ненависть и фантазии об уничтожении объекта, но поскольку уничтожение значимого объекта само по себе вызывает страх и означает смерть возникает вынесение этого страха вовне. Теперь существует фантазия о ненависти и угрозе исходящей от внешнего объекта по отношению к младенцу.

Отношения с миром, и базовые установки самооценки таким образом формируется в самом раннем детстве. Если на ранних этапах не было серьезных нарушений (болезни матери, нарушений эмпатии и понимания потребностей ребенка и др.), в большинстве случаев в основах представлений о мире и о себе лежит представление о том, что хорошего больше, чем плохого, а так же представление о справедливости, т.е. о том, что человек способен контролировать и управлять теми событиями, которые с ним случаются - если человек совершает хорошие поступки, то в его жизни в основном будут происходить хорошие события. Так же формируется базовое убеждение о собственной самоценности, насколько человек достоин любви и уважения со стороны других людей.

В случае, если в младенчестве и в раннем детстве происходили существенные нарушения в отношениях ребенок-родитель, эти установки существенно утрачиваются. Нарушениями могут быть - депривация потребностей ребенка в младенчестве, отсутствие матери, гиперопека или наоборот отсутствие внимания к ребенку в детстве.

В исследованиях и наблюдениях Рене Шпитца и Доулинга были выявлены существенные нарушения у двух групп детей - дети из дома ребенка, где им оказывался уход и кормление, но не было общения с матерью и они надолго были предоставлены сами себе и у тех детей, у которых была мать и полноценной общение с ней, но при этом не было возможности сосать, т.е. сенсорная депривация при кормлении, т.к. существовала медицинская проблема с пищеводом и пища до 6 месяцев вводилась через катетр. Таким же образом негативное влияние могут оказывать серьезные психотравмирующие события или несколько событий во взрослом возрасте.

Последствия страха, тревожности.

Обычно последствия нарушений детско-родительских отношений в раннем детстве или последствия травмы выражаются в аффективных расстройствах - в том числе связанных с повышенной тревожностью, как осознаваемой, т.к. и не осознанной, Одно из таких аффективных расстройств - депрессия. Страх и тревожность влияют на то, как мы осваиваем мир и как мы осуществляем коммуникацию со значимыми, близкими людьми, обществом. С одной стороны работа страха может быть связана с тем, что мы будем избегать чего-либо или кого-либо, как опасность, т.к. в этом заключается одна из функций страха - постараться не допустить опасные ситуации. В том числе, незнакомые ситуации могут восприниматься как опасные и вызывать тревожность и страх, т.к. психика работает на упреждение и при возникающем страхе не смотря на сильные затраты нет шансов пропустить смертельную угрозу.

Страхи для человека являются не только биологическими но и социальными и экзистенциальными (чаще всего смешанными, например, страх болезни может быть как биологическим так и социальным, как исключение из общества и привычной деятельности, вследствие болезни). На социальные страхи в современном мире стали все больше обращать внимание. В Международной Классификации Болезней - МКБ-10 даже выделена отдельная категория социальных страхов.

В случае социальных страхов человек испытывает дискомфорт, страдания при определенных ситуациях и возможно полную невозможность вести какую-либо социальную деятельность в том числе и работать или выполнять отдельные действия - к примеру выступать - при страхе публичных выступлений. Так же страх может влиять не только на избегание но и на повышение агрессивности и конфликтности.

Но есть и другие функции страха - это мотивация на освоение нового, повышение концентрации внимания и ответственности, поэтому люди с высоким уровнем тревожности могут быть отличными учеными, хорошими руководителями и специалистами, более ответственными и исполнительными, чем люди с низкой тревожностью. Люди справившиеся с травмой, проработавшие со специалистом нарушения вследствие детско-родительских отношений часто ощущают себя более сильными, более компетентными, более живыми и более зрелыми - т.е. ситуации сильной фрустрации могут приводить к личностному росту. Хотя конечно же не стоит недооценивать возможные негативные последствия. К сожалению, долгие стрессовые ситуации могут приводить и к соматическим заболеваниям.

Как справляться со своим страхом и тревожностью.

Отличия психики человека от животного заключается в том, что человек может испытывать страх вне ситуаций реальной угрозы - т.е. только представляя возможную потенциальную угрозу, ситуацию опасности или объект, который был опасен ранее или в наших представлениях может нанести вред. Преимущество заключается в том, что мы можем рационально влиять на аффект и тренироваться в управлении своими эмоциями.

Если ситуация в которых вы испытываете страх и тревогу очень сильно влияют на вашу жизнь, часто повторяются и мешают реализации значимой для вас деятельности - это повод для обращения к специалисту - психотерапевту одного из глубинных направлений, например к психоаналитику. Если ситуации повторяются не очень часто, например, при боязни выступлений или конфликтных ситуациях со значимыми людьми вы хотите более эффективно справляться со своим состоянием - есть несколько способов, которые снижают аффект:

1. Метод последовательных приближений - когда вы чего-то очень сильно боитесь, необходимо наоборот постараться встречаться с объектом своего страха, усиливать страх, только делать это постепенно. Очень известный пример - при страхе пауков - сначала смотреть на картинку паука, потом чучело паука, потом потрогать чучело палкой, затем посмотреть на живого паука и т.д. Считается, что в ситуации усиления страха возврат к прежнему состоянию воспринимается как облегчение и поэтому после долгих тренировок вы сможете спокойно переносить те ситуации, что ранее вас пугали.

Если, к примеру, вы боитесь собеседований, то следует потренироваться в безопасных условиях, как один из варианов - с близким другом, где друг будет выступать в роли интервьюера. Затем стоит сходить в компанию, куда может быть вы и так не хотели бы идти работать и только за тем, в компанию в которой работать хочется.

2. Метод воспоминаний ситуаций и состояний, когда вы проявляли смелость. При этом страх становится менее актуальным, но главное делать это, когда аффект не достиг своего пика.

3. Символизация и рационализация - проговаривание волнующих моментов, рассмотрение с разных сторон, поиск объяснений, перевод сложно-вербализуемых чувств в вербальное поле - существенно снижает уровень тревожности. Самое главное делать это регулярно и не дожидаться того момента, когда ситуация сильно ухудшится, а в стрессовых ситуациях говорить надо как можно больше. Так же тревогу сильно снижает письмо. Т.е. регулярное ведение дневника может помочь ее снизить

4. Рефрейминг - это способ достичь результата в сложных, конфликтных ситуациях - вы воспроизводите ситуацию, которая вызывает у вас страх, например - диалог с руководством. Рассматриваете что именно вас пугает и вызывает наиболее неприятные чувства, а затем переигрываете в представлениях ситуацию так, чтобы она стала для вас удовлетворительной и проговариваете новый вариант в безопасной обстановке. После этого бывает легче сделать шаг в изменении реальной ситуации.

Автор: Евгения Гайдученко. Перепечатка возможна со ссылкой на источник

Задайте психологу любой вопрос по теме статьи:




 
 


Консультация психолога в Санкт-Петербурге, тел.: +7 (981) 853-94-99
 
 
© Гайдученко Евгения, 2013, Санкт-Петербург.
Психолог психоаналитического направления.
Консультации психолога, психоанализ, психотерапия.