Психолог психоаналитического направления Гайдученко Евгения
Евгения Гайдученко
Психолог психоаналитического направления
- Психологическая помощь
- Консультации психолога
- Психоаналитическая психотерапия
Записаться на консультацию в Санкт-Петербурге, тел.: +7 (981) 853-94-99
 

Услуги

Вопрос-Ответ

Вопрос от Елены о психотерапии и психоанализу по скайп:
Здравствуйте.

Есть мнение, что работа по Скайпу не дает такой глубинной проработки, как очные занятия. (Например, при работе в психоаналитическом подходе). Скажем, при запросе: "сепарация от матери, включая трансформацию адаптивной самости (хрупкой, дефектной или недостойной) в аутентичную". (Речь о том, что запрос - на долгосрочную терапию...., 3-5 лет, наверное....). Согласны ли Вы с этим утверждением?

И если да, то, учитывая вышесказанное, чтобы Вы посоветовали человеку, скажем из провинции, найти у себя в деревне (или маленьком городке) часто весьма среднего терапевта или воспользоваться услугами столичного специалиста (по Скайпу)? Какие будут плюсы и минусы в том и в другом случае?

Были ли ситуации, когда Вы отказывали потенциальному клиенту в удаленной работе (по Скайпу) и если да, чем это было обусловлено? (известно, например, что в дистанционную работу крайне не рекомендуется брать пограничников и психотиков. Был ли у Вас такой опыт?)

Заранее спасибо за ответы.




О "Бессознательном образе тела" Франсуазы Дольто.
2013-06-10 14:30

Дольто Франсуаза Дольто выдающийся психоаналитик XX века. Она является одной из ключевых фигур французского психоанализа. Основной идеей Дольто является концепция «бессознательного образа тела». Учителем Фансуазы Дольто была Софи Моргенштерн, Дольто писала, что Софи научила ее работе с детьми, «чтобы дети могли говорить в полном доверии, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым».

Вообще, Дольто очень тонко воспринимала язык ребенка и то, что ребенок вкладывал в свои слова, делая заключения на основании особо-построенных фраз и определенном словообразовании у ребенка. Так же большее внимание уделялось тем действиям и невербальным проявлениям ребенка, которые происходили во время аналитической работы. К примеру, на одной из сессий, Дольто заметила, что мальчик водит пальцем матери по вылепленному колодцу, что позволило раскрыть ситуацию его патологических действий – битья ногами. Эти действия являлись следствием зависти к брату, которому, не смотря на уже не детский возраст, мать делала массаж ануса.

Основной методикой работы была работа с детскими рисунками или лепкой. Дольто писала, что бессознательные конфликты всегда отражаются в том, какой у ребенка бессознательный образ тела и это выражается в образах, которые ребенок изображает или лепит. Так, например, на рисунке могла отсутствовать голова или нужные линии и т.д., конфликт выявлялся в пояснениях ребенка к своему творчеству. Главным инструментом работы для Дольто, всегда будет слово. Конфликт может быть разрешен через то, что ребенок говорит, но при этом «для разрешения конфликта нужно также, чтобы слова ребенка были восприняты слушающим ребенка взрослым через события собственной истории».
Удивительным для окружающих образом, слово Дольто влияет и на детей в младенческом возрасте, когда, казалось бы, вербальная коммуникация не имеет главенствующего значения. Опыт Франсуазы Дольто показывает, что слова играют решающее значение, в том взаимодействии с ребенком, которое позволяет ему выстроить связи с окружающим миром, разрешить сложные противоречия и уйти от патологических паттернов, да если это младенец. Известен случай, когда младенец из-за отсутствия матери находился в достаточно тяжелом состоянии. И, Дольто, словами – объяснением ребенку ситуации с его матерью, помогла выйти из этого состояния.

Дольто с большим уважением к ребенку называет ребенка – «юный субъект», признавая ребенка, как отдельного субъекта, со своим собственным желанием жить, собственной уникальной личностью, предназначением, имеющим право на реализацию потребностей, помимо родительских желаний по отношению к ребенку. Она изначально пишет о собственном месте ребенка, о норме полноценных взаимоотношений между родителями и ребенком, родственных связей, когда за ребенком признается отдельное от родителей желание появиться на свет.
Дольто говорила о прохождение ребенка через «кастрации». Кастрация может быть символогенной, а может быть символоувечащей. В случае символогенной кастрации, юный субъект открывает для себя что-то новое – путь, ведущий его к следующим открытиям, к своей жизни. В случае символоувечащей кастрации путь для ребенка закрывается. Основа – это оральная, анальная и генетальная кастрации. Кастрация – это испытание для ребенка и для матери.

В первую очередь кастрация – для матери. Мать должна уметь отпустить ребенка. Непрохождение какой-либо кастрации, ведет к патологическим проявлениям. Например, в случае отсутствия прохождения оральной кастрации, когда ребенок не отучен от груди в соответствующем возрасте – может вести к нарушению речи. Кастрация – это признание ребенка, как субъекта.
Сложнее всего ребенку, на которого направлено и материнское и женское желание. Ему очень сложно вырваться из этого плена. При освобождении ребенка из плена желаний родителя, рушится психика матери, т.к. ребенок фактически, как костыль для нее. В таком случае матери скорее требуется помощь, чем ребенку. По мнению Дольто, аналитик дает шанс прохождение кастрации юному субъекту, если опыт не был получен в отношениях с родителями.

Результаты труда Франсуазы Дольто существенно отразились на подходе к работе с детьми, в том числе в социальных институтах, таких, как детские сады, больницы, роддома. Ее заслугой так же является особый проект «Зеленый дом» - социальное пространство, где будущие родители и родители детей до 4-х лет могут выстраивать взаимоотношения с детьми и получать опыт партнерских отношений. Модель работы Зеленого Дома получила широкое распространение и во Франции и за рубежом. Идеи Дольто – важный вклад в развитие детского психоанализа в целом.

Автор: Евгения Гайдученко. Перепечатка возможна со ссылкой на источник

Задайте психологу любой вопрос по теме статьи:




 
 


Консультация психолога в Санкт-Петербурге, тел.: +7 (981) 853-94-99
 
 
© Гайдученко Евгения, 2013, Санкт-Петербург.
Психолог психоаналитического направления.
Консультации психолога, психоанализ, психотерапия.